Старые Дороги: город, где появился первый автовокзал в Беларуси

    Но те большие люди с течением времени исчезли. И те дреговичи, которые стали меньше, не могли уже так ходить по болотам. Потому они начали прокладывать дороги, чтобы посмотреть: живут ли за этим болотом люди. Строили они новые дороги, а местам давали разные названия. Перебрали уже все и не знали, как называть новую деревню. Думали они и решили, что пусть это место называется просто: Дороги.

    Дороги и остальные болотистые места входили в состав Туровского княжества. Тут правил князь Тур, который очень дружил с князем Рогволодом. Говорят даже, что они были братьями, но этого точно утверждать нельзя. Позже один из династии Туров поехал на охоту и его задрал медведь. И кто уже владычествовал на этих землях — неизвестно.

    В 1396 году князь Витовт подарил эти места своему другу Ивану Гольшанскому. С тех пор эти земли принадлежали князьям Гольшанским.

    Историческая справка:
    Иван Гольшанский родился в 1379 году, сын Альгимонта. Первый известный представитель рода Гольшанских. Активный сторонник Витовта во время его борьбы за великокняжескую власть. Дважды сопровождал его в эмиграцию в Пруссию. Возглавлял посольство, которое отвозило в Москву дочку Витовта Софью, невесту Великого князя Московского Василия Дмитриевича.
    С 1392 года — один из приближенных Великого князя Витовта. Входил в Великокняжескую раду. С 1396 года — заместитель в Киеве, получил от Витовта Великого области на речке Птичь, княжество на речке Горынь. Имел сыновей Андрея Вяземского, Семена Февраля, Александра Неугодно, Михаила и дочку Ульяну, которая была женой сначала князя Карачевского, а с 1418 года — женой Великого князя Витовта.

    Стародорожцы хорошо помнят про князей Гольшанских и уважают их. Даже в качестве герба города взяли герб Гольшанских: гиппоцентавр в прыжке.

    В летописи Дороги попали только в 1524 году, о чем написано на валуне в центре города. В этом году дотошный летописец записал в архивах, что средь непроходимых болот и густых лесов, на пути из Слуцка на Бобруйск, находится небольшое село под названьем Дороги.

    У Ивана Гольшанского и его жены родилась девочка невероятной красоты. В центры Старых Дорог есть памятник женщине, сначала кажется, что это памятник Анне Гольшанской, но жители говорят, что это памятник другой, неизвестной никому женщине.

    Анна Гольшанская вышла замуж за Альбрехта Гаштольда.У них родился сын Станислав. Станислав начал править этими землями. Дороги тогда входили в состав Глусской волости. После Станислав подарил эту волость Хаткевичам. Хаткевич в 1572 году свое поместье, а также и Дороги, продал слуцкому князю Олельковичу за 18 тысяч.

    В 1600 году дочка последнего из князей Олельковичей вышла за Януша Радзивилла. Так Радзивиллы получили Слуцкое княжество, в состав которого тогда входили Дороги.

    Только в конце ХIХ столетия рядом появилась деревенька, которую тоже назвали Дороги. Подумали, что двое Дорог как-то нехорошо. Потому те Дороги назвали Новые Дороги, а эти — Старые Дороги. Так эта название и осталось.

    Хотя этот город называется Старые Дороги, старых строений сохранилось очень мало. Разве только старая прежняя почтовая станция, которая была построена в 40-х годах ХIХ столетия.

    Виталий Юревич, местный краевед:
    Действительно, эта станция появилась при дороге Москва-Варшава, строилась она довольно длительное время. Строительство велось в 30-40-е годы, окончательно она была введена в 1850 году. В 1851 году Николай I, русский царь, сам ехал по этой дороге. Эта дорога соединяла Российскую Империю с Европой, поэтому па этой дороге ездили приличные люди: дипломаты, ученые, самые важные особы российского государства и европейских стран. Ради того, чтобы было более удобно и уютно, каждые 17-22 версты создавались такие почтовые станции.

    Возможно, деревня Старые Дороги так бы и осталась маленькой, когда бы не окружающие леса, которые притянули сюда внимание купцов. Купцы начали лес резать и в 1893 году построили тут лесопильно-фанерный завод. Чтобы эту продукцию вывозить на всероссийский рынок, сюда из Осиповичей провели железную дорогу.

    Железную дорогу провел купец по фамилии Даракан. Кстати, у него была фамилия Таракан, но она ему не нравилась, и он изменил ее на Даракан. Он построил железнодорожную станцию, из этого места и начал разрастаться нынешний город Старые Дороги. С тех пор сохранилось несколько древних строений. В том числе и железнодорожная башня.

    Благодаря железной дороге это поселение начало разрастаться. Начали строиться разные магазины. В самом начале ХХ столетия эта деревенька преобразовалась в городок. С тех пор сохранились торговые ряды, которые работают и по сей день.

    Старые Дороги были чисто еврейским городком: школа, две синагоги. Но тут никогда не было ни костела, ни церкви. Церковь в Старых Дорогах появилась только в 1992 году, ее светили в честь Святого Николая.

    Первый автовокзал на Беларуси появился в Старых Дорогах. Дело в том, что железную дорогу довели только до Старых Дорог, а дальше она не пошла. И вот люди в Старые Дороги приезжали и отсюда на автобусе ехали в Слуцк. Автобус так и назывался: Старые Дороги - Слуцк.

    С тех пор сохранилась прежняя автостанция. Местные жители ее немножко восстановили, и она приняла современный вид. Старые Дороги находятся в центральном Полесье, тут живут настоящие полешуки.